Страшно подумать об этом, но ничего не поделаешь: каждый, называющийся христианином, виден отовсюду. Каков бы он ни был, по нему судят о христианах, как по капле воды судят о море. И вот и Льюис - свидетель хороший. Даже тем, кто Богу не поверил, видно что он - хороший человек; это очень много, это защита нашей чести. А уж тем, кто "переменил ум", полезна едва ли не каждая его фраза - не как "руководство", а как образец, свидетельство.
Приведу три примера, три качества. Прежде всего, Льюис милостив. Как-то и его и других оксфордских христиан обвиняли в "гуманности", и он написал стихи, которые кончаются словами: "А милостивые всё равно помилованы будут" (перевожу дословно, прозой). Снова и снова убеждаясь в этом его качестве, которое во имя суровости отрицает столько верующих людей, мы увидим, однако, что он непреклонно строг; вот - второе. Прочитаем внимательно "Расторжение брака" - там не "злодеи", там "такие, как все". Взор Льюиса видит, что это - ад; сами они - что так жить и можно, как же иначе? Льюиса упрекали, что в век Гитлера и Сталина он описывает "всякие мелочи". Он знал, что это - не мелочи, что именно этим путём - через властность, зависть, злобность, капризность, хвастовство - идёт зло в человеке. Он знал, как близко начинается грех. Когда-то отец Браун у Честертона сказал: "Кто хуже убийцы? Эгоист". Вот - суть, ворота, начало главного греха. Наверное, третьей чертой Льюиса и будет то, что он постоянно об этом пишет.
Писал об этом и Толкин. Теперь многие знают Толкина по переводам его эпопеи "Повелитель колец" и вспомнят, как важно в его системе ценностей разжать руку, отпустить хлеб по водам. Многие не хотят видеть этого ни у Льюиса, ни у Толкина, которые писали об этом постоянно и настойчиво. Стоит ли говорить, как это важно теперь, когда столько обратившихся людей всерьёз думают о том, что пусть "ради дела", не "ради себя", можно держать, хватать, сжимать руку? Льюис ясно говорит: нельзя. Кажется, Бердяев сказал, что многие живут так, словно Бога нет. К Льюису этого не отнесёшь. Самое главное в нём - не ум, и не образованность, и не талант полемиста, а то, что он снова и снова показывает нам не эгоцентрический, а Богоцентрический мир.
Наталья Трауберг "Несколько слов о Клайве С. Льюисе"